"Анатомия любви."

Автор: Светлана Шульц-Климишена, кандидат 2 ступени в образовательной программе АППУ по групповому анализу.

Доклад на теоретическом семинаре "Аффекты в аналитической ситуации"
18.10.2020

 — У тебя, начальник, баба-то есть?

— Есть НЕВЕСТА.

— Любишь?

— Люблю.

— А че не женитесь?

— Закон не позволяет.

— Что же за закон такой, что на любимой женщине не позволяет жениться?

— Разные есть законы…

— Дурак ты, начальник. Правда выше любого закона. А справедливость выше правды. Но выше справедливости — милосердие.

— Высоко задрал…

— И еще выше есть.

— Что может быть выше милосердия?

— Любовь.

Диалог из фильма «Апостол»

  Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокой привязанности и устремленности к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Любовь — является необычайно трудной для определения по сравнению с другими эмоциональными состояниями. Часто характеризуется как чувство сильного влечения и эмоциональной привязанности. Любовь принято отличать от влюбленности, являющейся сильно выраженным непродолжительным эмоциональным состоянием, которое может быстро угаснуть или наоборот перерасти в настоящую любовь.

  Любовь подобна окружности, которая всегда образуется множеством всех ее точек. Развитие любви начинается с раннего детства и продолжается до самого конца жизни.

  Роберт Де Столлер «Любовь — это слово, которое предположительно объединяет аффекты достаточно однородные от случая к случаю, от человека к человеку, для того чтобы считаться кем-то, собственно любовью. Однако осторожные психоаналитики знают, в том числе благодаря невозможности дать определение любви, на самом деле однородности мало. Любовь и романтические чувства субъективно признаются состоянием чувств, я же полагаю, что их нужно рассматривать в качестве аффектов».

  Книжки по медицине пишут! Анатомия— раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела, организмов, не только внешнее строение организма в целом, но и внутреннюю форму и структуру органов. Можем ли мы через это определение подумать о любви, о ее внешнем строении – влюбленность, страсть, – и о ее внутренней форме и структуре, случайный ли наш выбор, почему именно этот человек является объектом нашего интереса и притяжения. Почему именно он вызывает весь спектр чувственных переживаний.

  На слайде вы можете видеть произведение Эдварда Мунка «Поцелуй» –  изображены двое влюбленных. Лица их не детализированы, сливаются в единое целое. Так возможно во влюбленности мы сливаемся с Другим, границе наши размыты, объект идеализирован, это переживание сродни симбиотическому слиянию, в котором находится со своей матерью. В любви мы можем испытывать противоречивые чувства, с одной стороны мы хотим слиться с объектом, а с другой не потерять свою идентичность.

  Видим ли мы эти противоречия в древних писаниях? Согласно Иудейскому преданию, до появления Евы первой женой Адама была Лилит, Бог сотворил Адама из глины, сделал ему жену так же из глины и назвал ее Лилит. У Адама и Лилит сразу дела не задались, и у них возник спор. Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины, не сумев убедить Адама, она собрала «чемоданы» и улетела.

  В европейском искусстве Лилит часто изображают как змею с женской головой. Лилит противопоставляется обыденной Еве. Романтическое противопоставления этих двух женщин, как двух сторон двух ликов одной женщины. Это же противопоставление мы можем наблюдать в любви или романтических отношениях между мужчиной и женщиной.

  Фрейд: обращение «Табу на инцест», для объяснения этого расщепления присущего мужскому сексуальному переживанию, на Мадонну и Блудницу и назвал его «универсальной склонностью к обесцениванию в любви» (1912г.)

  У Платона — любовь есть демоническая (связывает земной мир и божественный). Платон в своем трактате «Пир» вводит существенно формулировку о связи любви и познании.

  Диалог происходит на пиру у драматурга Агафона: «Эрот — самый древний, самый почтенный и самый могущественный из богов, наиболее способный наделить людей доблестью и даровать им блаженство при жизни и после смерти».

  Павсаний: говорит, что Эротов много, поэтому надо уточнить, кого именно в этой беседе они дружно принялись восхвалять. Эрот неразрывно связан с богиней любви Афродитой, но их две — старшая (дочь Урана, называемая небесной) и младшая (дочь Дионы и Зевса, называемая пошлой). Стало быть, существует и два Эрота — небесный и пошлый, причём каждый из них наделён своими особыми свойствами.

  Аристофан: рассказывает то, что слышал когда-то от древних о человеческой природе. Оказывается, «когда-то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой». Какой же? Люди были трёх полов: мужского, женского и… особого пола, который уже исчез и который сочетал в себе мужской и женский полы, — андрогины. Люди представляли опасность для богов, потому как были «страшны своей силой и мощью».

… тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевшие в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две… Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, — так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед. А было этих полов три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский — от Земли, а совмещавший оба этих — от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала. Что же касается шаровидности этих существ и их кругового передвижения, то и тут сказывалось сходство с их прародителями.

  Не имея силы мириться с их бесчинством, Зевс решил разрезать каждого человека пополам. Отныне они должны будут передвигаться на двух ногах.

  И каждому, кого он разрезал, Аполлон, по приказу Зевса, должен был повернуть в сторону разреза лицо и половину шеи, чтобы, глядя на своё увечье, человек становился скромней, а все остальное велено было залечить. И Аполлон поворачивал лица и, стянув отовсюду кожу, как стягивают мешок, к одному месту, именуемому теперь животом, завязывал получавшееся посреди живота отверстие — оно и носит ныне название пупка. Разгладив складки и придав груди четкие очертания, — для этого ему служило орудие вроде того, каким сапожники сглаживают на колодке складки кожи, — возле пупка и на животе Аполлон оставлял немного морщин, на память о прежнем состоянии. И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь. И если одна половина умирала, то оставшаяся в живых выискивала себе любую другую половину и сплеталась с ней, независимо от того, попадалась ли ей половина прежней женщины, то есть то, что мы теперь называем женщиной, или прежнего мужчины. Так они и погибали. Тут Зевс, пожалев их, придумывает другое устройство: он переставляет вперед срамные их части, которые до того были у них обращены в ту же сторону, что прежде лицо, так что семя они изливали не друг в друга, а в землю, как цикады. Переместил же он их срамные части, установив тем самым оплодотворение женщин мужчинами, для того чтобы при совокуплении мужчины с женщиной рождались дети и продолжался род, а когда мужчина сойдется с мужчиной — достигалось все же удовлетворение от соития, после чего они могли бы передохнуть, взяться за дела и позаботиться о других своих нуждах. Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу.

  При встрече эти половинки охватывает «удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время». Однако это не простая похоть, это родство душ, но так и остаётся загадкой, чего же эти половинки хотят друг от друга. Историей об андрогинах Аристофан объясняет, что «любовью называется жажда целостности и стремление к ней» и что «наш род достигнет блаженства тогда, когда мы вполне удовлетворим Эрота и каждый найдет соответствующий себе предмет любви, чтобы вернуться к своей первоначальной природе».

  Фройд открыл и утвердил фундаментальные психические элементы любовной жизни. Хочу представить небольшую выборку работ Фройда на эту тему.

«Три очерка по теории сексуальности»(1905г.) Тут он описывает инфантильную сексуальность, двухразовое развитие сексуальности, латентную стадию и изменение характерное для пубертата, подчинение всех импульсов примату гениталий. Эгоизм сменяется альтруизмом, происходит пересечение двух течений, возвышенной и плоской чувственности в отношении одного и того же объекта.

  «Работы по психологии любовной жизни» (1910-1912г.) Первый психоаналитическая концепция выбора типа объекта любви, которую можно назвать «концепция защиты», «когда они любят, они не желают обладать, а когда желают не могут любить».

  «К введению в нарциссизм» (1914г.) В рамках этой модели на выбор объекта может влиять либо нарциссизм, либо привязанность.

  «Влечения и их судьба»(1925г.) Тут важно отметить идет речь о:

– первичном дуализме влечений;

– историческом подходе к любви и ненависти;

– амбивалентности аффектов и влечений.

  «Заметки о любви в переносе»(1915г.) Не бывает влюбленности, которая не повторяла бы инфантильного образца.

  «Печаль и меланхолия» (1917г.) Тут о работе с печалью, следующей за потерей объекта, а также о типах привязанности к объекту и идентификациях. Фройд затрагивает проблему идентификации как предварительной стадии выбора объекта и того способа, с помощью которого Я в итоге и избирает объект.

  «О психогенезе одного случая женской гомосексуальности» (1920г.) Здесь Фройд описывает другой тип выбора объекта: речь идет о компромиссе, который удовлетворяет как гетеросексуальные, так и гомосексуальные желания человеческой бисексуальности.

  «Я и ОНО» (1923г.) Фройд доходит до идеи сосуществования объектной привязанности и идентификации с объектом любви. Всегда присутствуют два объекта, две привязанности гетеросексуальная и гомосексуальная, и два влечения Эрос и Танатос.

  «Неудовлетворенность культурой» (1930г.) В состоянии влюбленности демаркационная линия между Я и объектом может стирается, что соответствует возвращению к беспредельному нарциссизму первых мгновений жизни.

  Вот несколько отрывков из доклада Максима Белкина «Диалектика между любовью и желанием в романтических отношениях».

  Многие современные американские психологи считают, что любовь и желание сродни сиамским близнецам: одно без другого не существует. Однако психоаналитики давно заметили конфликты между любовью и желанием в романтических отношениях.

  Давид Шнарч и Эстер Перель  считают, что излишняя привязанность и чрезмерная близость порой душат желание и тем разрушают романтические отношения.

  По мнению Митчелла, деградация желания не продиктована какими-то внешними силами и не связана с охлаждением любовных чувств. Наоборот, мы часто жертвуем желанием, когда наша растущая эмоциональная привязанность к любимому человеку вызывает тревогу и страх.

  Другими словами, многие мужчины и женщины способны испытывать любовь и желание, но только не одновременно, не к одному и тому же человеку. Хотя Бретт по-прежнему влюблен в Бетти, он больше не испытывает к ней сексуального влечения. В то же время Бретт желает Линду, но не любит еe.

  С точки зрения Митчелла, любовь и желание враждуют в романтической жизни каждого из нас. Многие жаждут и спонтанности, и стабильности; ищут и домашний комфорт, и любовных приключений.

  С раннего возраста, считает Митчелл, помимо нежной любви мы жаждем риска, новых ощущений и открытий. Предмет нашего желания кажется новым, незнакомым, интригующим, необыкновенным и совсем на нас непохожим. Ревность и страдания делают страсть еще более опасной и упоительной.

  Желание может сильно отличаться от тёплой и нежной любви. Нарушение табу, агрессия, эксгибиционизм, подчинение и господство сексуально возбуждают многих людей.

  Любовь без страсти уютна, но холодна, в то время как страсть без любви коротка и не глубока.

  По мере того, как романтические отношения становятся зрелыми, влюбленные становятся эмоционально зависимыми друг от друга. Эта близость может вызывать беспокойство – страх потерять спутника жизни трудно переносить. Чем сильнее эмоциональная зависимость, тем страшнее потеря и тем сложнее испытывать сексуальное влечение к тем, кого мы любим.

  Для того, чтобы испытать и любовь, и желание по отношению к своему спутнику жизни, необходимо терпимо относиться к конфликтующим чувствам: к желанию самостоятельности и эмоциональной зависимости; к нежности и агрессии; к стабильности, а также к приключениям.

  Сексуальные желания часто подписываются нашими эгоистичными, агрессивными импульсами, в то же время перемещая наши нежные, любящие чувства на задний план.

  Человеческая психика двойственна. Романтическое обожание уживается в ней с помыслами о грехе. Будучи целомудренной, она знает подземные толчки страсти.

  Зрелая любовь по мнению Балинта характеризуется: отсутствием противоречивости, жадности, желания поглотить любимый объект, отсутствием страха перед половыми органами партнера и желания хвастаться своими.  Генитальная любовь требует сильного Я, способности балансировать процессы обоих партнеров, решая догенитальные и гениальные травмы в гармоническом взаимодействии.

Заключение

  Есть ли решение проблемы человека? Учитывая, что человеческая любовь накладывается на слепые силы, которые автоматически реагируют на малейший признак опасности, есть ли шанс на искупление или же мы связаны бесконечными циклами агрессии и разрушения?

  Ввиду огромного вклада Фройда в самопонимание человека, и его неустанные усилия пролить свет на наши самые глубокие и самые уродливые побуждения, и его убежденность в том что свет осознания скрытых слепых и автоматических мотивов может спасти нас от нашей жестокой и ищущей удовольствия природы. Возможно, миссия каждого человека – познать любовь и приумножить ее массовую долю во всем человечестве. Противопоставляя, но при этом и признавая другую нашу сущность – стремление к разрушению, смерти.

  Противостояние, которое происходит в каждом из нас между Добром и Злом, Раем и Адом, Либидо и Танатосом. Остается надеяться, что одна из «Небесных Властей» – вечный Эрос, приложит силы, чтобы отстоять свои права в борьбе с равно бессмертным противником.